Улучшенная навигация: ZoomWorld
Если бы вы хотели разработать навигационную схему, приводящую к путанице, вы могли бы начать с создания интерфейса в виде лабиринта. При использовании такого интерфейса вы бы оказывались в небольшой комнате с рядом дверей, ведущих к разным путям. На дверях повешены таблички с краткими, кодированными обозначениями или пиктограммами, которые могут изменяться или исчезать41 в зависимости от вашего местонахождения. Вы не можете увидеть, что находится за дверью, до тех пор, пока не зайдете за нее, и если вы зашли за какую-то дверь, вы уже не можете видеть комнату, из которой вы только что вышли. В некоторых случаях может совсем не быть пути, по которому можно было бы вернуться непосредственно назад. В некоторых комнатах могут быть карты части или всей системы комнат, но чтобы ими воспользоваться, вам необходимо сопоставить изображение на карте с теми комнатами, которые вы видели. Кроме того, карты не совсем подходят для ситуации, когда имеется трехмерная сеть. В этом описании комнаты соответствуют окнам компьютерного интерфейса и веб-сайтам, а двери— это вкладки, меню или ссылки, предназначенные для перехода в другие окна или на другие сайты.
Как известно из древних легенд и мифов, человек всегда очень плохо ориентировался в лабиринтах. Если бы мы могли легко в них разбираться, они не использовались бы для игр и головоломок. При работе с какой-либо сложной программой часто случается, что для решения возникшей проблемы необходимую команду или флажок можно найти где-нибудь глубоко в подменю. Если я опять сталкиваюсь с этой же проблемой через несколько недель, мне трудно вспомнить, в каком окне я нашел для нее решение. Мы плохо запоминаем длинные последовательности поворотов, — именно поэтому лабиринты являются хорошими головоломками, и наши современные навигационные схемы, используемые как в компьютерах, так и в Интернете, так часто приводят пользователей в замешательство. Многие жалобы на современные системы связаны с их навигацией. Разработаны частичные решения, — такие как Избранное (Favorites) в броузерах42.
Однако мы можем хорошо запоминать положение ориентиров и позиционные подсказки, — эти черты развились в нас с эволюцией, и они могут быть использованы в разработке интерфейсов.
Противоположностью лабиринтов является ситуация, в которой вы можете видеть цель и путь к ней, который позволяет сохранить чувство ориентации во время перемещения и при необходимости вернуться назад. Изящным решением является принцип масштабируемого интерфейса ПМИ (zooming interface paradigm, ZIP), который во многих случаях дает возможность решить проблемы навигации, а также проблему ограниченного экранного пространства, которая возникает при использовании любой существующей системы отображения. Представьте, как легко можно было бы передвигаться по лабиринтам, если бы вы имели возможность увидеть их сверху, рассмотреть их план и переместиться сразу туда, куда нужно. Принцип масштабируемого интерфейса как раз и дает такую возможность при решении многих задач, выполняемых на компьютере. Хотя ПМИ не может подойти для всех случаев, я все же остановлюсь на его положительных аспектах для того, чтобы показать, что существуют альтернативы, которые более эффективны по сравнению с пользовательским графическим интерфейсам, основанным на применении рабочего стола.
Пример масштабируемого интерфейса, который будет описан, называется ZoomWorld (дословно — масштабируемый мир). Его идея заключается в том, что пользователь имеет доступ к безграничной плоскости информации с неограниченной степенью разрешения. Эта плоскость является масштабируемой средой ZoomWorld. Все, к чему вы можете обратиться, находится где-нибудь на плоскости этой среды — будь это ваш компьютер, локальная сеть, к которой ваш компьютер подключен, или сеть сетей (как, например, Интернет).
Чтобы увидеть как можно большую площадь масштабируемой среды, нужно как бы пролететь над ней на большей высоте. Чтобы увидеть отдельный элемент, вы, наоборот, спускаетесь ниже. В масштабируемой среде также имеется механизм поиска содержания.
Вся метафора этой среды заключается в том, что вы можете находиться на определенной «высоте» над ней, поднимаясь «вверх» для увеличения масштаба и спускаясь «вниз» — для уменьшения. Навигация по системе осуществляется как с помощью изменения высоты, так и с помощью поиска.
ZoomWorld в принципе аналогичен тому, как используются стены в так называемых комнатах планирования (project planning rooms). По мере продвижения проекта стены в комнате планирования покрываются заметками, записками, листами, прикрепленными кнопками, стикерами, фотографиями и т.д. — словом, всем тем, что помогает запомнить или сформулировать идеи. Когда вы входите в такую комнату, вы можете встать посередине и оглядеть ее, выбрать какое-то место на стене, подойти и рассмотреть имеющийся там материал детально. Или можете при входе сразу направиться к тому месту, где, как вы уже знаете, находится информация, которую вы хотите получить или изменить.
Мы можем находить нужные нам вещи в такой комнате потому, что имеем склонность запоминать их относительное местоположение и другие ориентиры. Эта способность иногда называется пси-эффектом (psi effect) и уже давно известна специалистам по психологии. Например, вам могут сказать: «Листок по сбыту товара находится в нижней части правой стены, ближе к дальнему углу». В другом случае вы идете прямо к какому-то документу, т.к. вы помните, что он находится сразу слева от оранжевого листка, вывешенного Авивой. Во время работы в такой комнате вы можете иногда немного отходить от стены, чтобы увидеть, где сейчас находитесь. Вы можете отойти так, чтобы не видеть мелкий шрифт, но сохранить возможность читать заголовки и видеть большие таблицы. Отойдя еще дальше, вы сможете разобрать только некоторые, самые большие заголовки, увидеть цвет страниц, общий вид областей на стене и сможете сказать, где имеются иллюстрации, диаграммы или рисунки, даже если изображенное на них нельзя будет разобрать. В масштабируемой среде можно легко прикрепить подпись к изображению или группе изображений, но она не навязывает никакой структуры иерархического или другого рода, кроме объединения по принципу близости.
Я предполагаю, что большинство пользователей будет стремиться организовывать группы изображений в кластеры и некоторые пользователи будут создавать произвольные иерархии. Например, при приближении к большому заголовку «Личные фото» над группами фотографий могут открываться заголовки меньшего размера: «Дети», «Отпуск», «Животные», «Хобби», «Друзья», «Родственники» и т.д. Увеличение масштаба, примененное к тексту под заголовком «Дети», может показать имена детей: Агата, Гидеон, Гермион. Профессиональный фотограф, скорее всего, будет иметь тщательно организованную и подобранную коллекцию. Обратите внимание, что вам не нужно запоминать имена — вы обнаруживаете их, когда увеличиваете масштаб и пытаетесь определить, могут ли искомые вами изображения находиться в данной категории. То же самое можно повторить для коллекций фильмов или звуков, хотя в этом случае вам придется запустить просмотр фильма или воспроизведение звука, чтобы определить то, что вам нужно. Даже неорганизованный человек может пользоваться такой системой: он может просто выкладывать изображения любым удобным для себя способом и выполнять поиск с помощью изменения масштаба. Приблизительное местоположение нужного изображения вы сможете вспомнить благодаря пространственной памяти, которая поможет ускорить поиск. Если вам требуется увеличить размер символов в документе, то вы, безусловно, можете сделать это, изменив масштаб, хотя, возможно, не сможете при этом поместить строки целиком по ширине дисплея, что усложняет чтение с экрана. В этом случае можно воспользоваться командой увеличения шрифта, тем самым уменьшая длину строки за счет сокращения числа символов в одной строке. Присущую нам способность запоминать местоположение и ориентиры можно использовать для ZoomWorld. Перемещение по такой среде не будет производиться с помощью неудобных полос прокрутки (читателю предлагается попробовать самостоятельно посчитать, используя закон Фитса (см.
раздел 4.4), какой должен быть размер у кнопок со стрелками). Также для этого не будут использоваться кнопки «Увеличить масштаб» и «Уменьшить масштаб» или специальные меню, которые, как и кнопки со стрелками, будут также работать медленно. Это скорее похоже на эмулирование действий человека, когда он находится в комнате планирования: чтобы увидеть большую область стены, он отступает назад; затем он подходит к нужному месту и, в конце концов, придвигается вплотную, чтобы прочитать мелкий текст, или даже использует увеличительное стекло, чтобы разглядеть деталь фотографии. Увеличение масштаба (для того чтобы можно было рассмотреть детали), вероятно, лучше всего производить с помощью квазирежима (см. раздел 3.2.3). В этом режиме нажатие кнопки ГУВ вызывает увеличение масштаба в реальном масштабе времени в любом месте, где расположен курсор, так чтобы центр изменения масштаба был связан с позицией курсора. Для этой функции может быть использована вторая кнопка ГУВ. Для совместимости с системами, в которых не используются приложения (см. разделы 5.7 и 5.8), квазирежимы изменения масштаба могут включаться разными способами: например с помощью второго ГУВ, клавиатуры или особым образом обозначенных дополнительных кнопок ГУВ (см. приложение А). Каким бы способом ни осуществлялось изменение масштаба, точка, которую вы увеличиваете, совпадает с позицией курсора и может регулироваться в процессе изменения масштаба с помощью ГУВ, используемого в роли устройства указания позиции. Другими словами, в процессе изменения масштаба система изменяет положение ZoomWorld таким образом, что позиция курсора находится в центре дисплея или рядом с ним. Если масштабирование происходит быстро (по крайней мере, 2 раза в секунду по линейным размерам) и внешне непрерывно, то увеличение и уменьшение масштаба относительно позиции курсора будет достаточно для получения графического навигационного инструмента. В комнате планирования вы можете помещать над основными областями большие надписи, которые можно читать из любого места в комнате.
Функция изменения масштаба работает аналогичным образом: размер заголовка и текста определяет, насколько сильно нужно увеличить, чтобы увидеть детали. Этот метод может заменить (или улучшить) иерархические каталоги. Важным дополнением к этому может быть достаточно быстрый текстовый поиск (например, функция LEAP), который может использоваться в тех случаях, когда требуется быстро найти какой-то текстовый элемент. Можно также использовать небольшое количество различимых геометрических ориентиров (пояснения о том, что подразумевается под выражением «небольшое количество», см. в разделе 6.3, посвященном эффективности использования пиктограмм). Например, с помощью большого красного креста можно обозначать область (как в комнате планирования, так и в масштабируемой среде), в которой можно получить экстренную помощь. Пользователи быстро понимают, какие особенности имеет тот или иной вид работы, даже если они не указываются непосредственным образом. Электронные таблицы, простые таблицы, тексты, растровые изображения, рисунки и другие виды содержимого обладают своими визуальными характеристиками, даже если смотреть на них с большого расстояния. Продукты, создаваемые группами сотрудников, разработчиков и других авторов, часто тоже легко узнаваемы. Масштабируемое пространство обладает большой гибкостью с точки зрения компоновки содержания. Если документ увеличивается по длине и ширине, масштаб может просто автоматически равномерно измениться так, чтобы весь документ мог поместиться в той же области экрана, что и была раньше. Тот же метод организации пространства информационной плоскости может использоваться, если простая или электронная таблица увеличивается. Текст всегда можно сделать достаточно большим, чтобы его можно было читать, поскольку имеется возможность масштабирования. Обратный процесс происходит, если документ уменьшается в размерах. Свободное пространство не ограничено, если система построена как следует. С помощью особой команды можно в любом месте создать новый документ (команда позволяет копировать чистый документ и является аналогом команды Создать (New), которая используется в обычных пользовательских графических интерфейсах).
Документы могут перекрываться или ограничиваться смежными документами. Внутренние ссылки и указатели на веб-сайты (URL) позволяют сразу переместиться к другому документу, передавая его в то место и придавая ему тот размер, которые были определены при создании ссылки. На кнопках может быть столько информации, сколько угодно, в том числе и полное описание с примерами, и это нисколько не будет усложнять их использование, если смотреть на них при небольшом масштабе. Таким образом, каждый элемент может иметь встроенное описание или руководство по применению. Изменение масштаба может происходить нелинейно во времени, начинаясь медленно и затем ускоряясь до максимальной скорости, что позволяет управлять степенью изменения масштабирования. Кроме того, при определенных значениях масштаба изменение может замедляться или ненадолго останавливаться для того, чтобы можно было легко увидеть символы в их стандартном размере. Эффективность работы в масштабируемой среде часто позволяет (и иногда требует) использовать методы, которые отличаются от тех, которые применяются в пользовательских графических интерфейсах, оснащенных рабочим столом. Например, одни и те же данные могут рассматриваться с нескольких точек зрения, поскольку экранное пространство не ограничено. Так же как и в эффективном варианте преобразователя температур, рассмотренном в разделе 4.3.2, машина способна выполнять дополнительную работу или подготовку, которая может никогда не понадобиться или в случае необходимости облегчить работу человека. Сравнение документов может выполняться с помощью разделенного экрана, который хотя и требует специальных элементов управления разделением, но позволяет выполнять изменение масштаба отдельных областей экрана независимо друг от друга. Также эта операция может выполняться с помощью другой возможности, присущей масштабируемым средам: перемещения копий двух разных документов или двух копий одного документа таким образом, чтобы они располагались смежно. Возможность перемещения или изменения масштаба любого объекта может быть применена в том числе и к текстовым объектам, что позволяет увеличить документ и тем самым сделать его видимым на более высоком иерархическом (и графическом) уровне. Таким образом, сноска становится не просто ссылкой — с помощью нее вы можете увеличить весь материал, на который эта сноска сделана.
В этом случае изменение масштаба работает как ссылка, за исключением того, что для возвращения к основному документу вы просто уменьшаете масштаб, и поэтому вам не требуется вести запись того, где вы уже были. Для облегчения поиска какого-то набора документов сами эти документы могут быть расположены таким образом, чтобы их можно было сразу узнать при небольшом масштабе. Страница с очень большими буквами, видимыми при небольшом масштабе, может быть использована в качестве заголовка документа. Функция уменьшения масштаба может служить в качестве кнопки Назад (Back) в броузере. Коллективная работа пользователей может быть легко организована, если все участники коллективного проекта увеличат масштаб одного и того же документа. При этом должны быть разработаны специальные правила для того, чтобы избежать противоречий. Сеть может быть представлена как пространство, в котором работа каждого пользователя помещается в персональной области. В коллективном пространстве масштабируемой среды вы сможете по своему желанию определять степень видимости вашей работы для других пользователей. Невидимые документы могут использоваться как один из способов регулирования доступа к содержимому.43 Типичное применение ZoomWorld нашел в проекте, разработанном для компании Apricus, которая искала способ компьютеризации большой (площадью приблизительно один квадратный метр) медицинской карты, аналогичной тем, что используются в отделениях интенсивной терапии (intensive care unit, ICU). Все перепробованные до этого методы работали медленнее в сравнении с использованием физической карты и требовали больших усилий на изучение. Также нельзя было применять множество мониторов для отображения всей карты целиком. ZoomWorld смог не только вместить карту — этот интерфейс позволил автоматизировать всю базу данных отделения интенсивной терапии и стал использоваться в качестве базы данных для всего предприятия, и все это без существенных дополнительных затрат на разработку. Использование нового интерфейса позволило расширить модель бизнеса компании и область ее применения без разработки более сложного интерфейса или внедрения каких-либо дополнительных средств, хотя, конечно, потребовало базы данных большего объема.
На рис. 6.1-6. 8 показаны образцы из ZoomWorld, которые были разработаны в компании Apricus.44 При тестировании выяснилось, что даже больничные сиделки могут научиться пользоваться этой системой всего лишь после одной минуты тренировки.
Рис. 6.1. Изображение отделения интенсивной терапии в масштабируемом интерфейсе. Палаты изображены в виде нумерованных прямоугольников с именами находящихся в них пациентов (имена выдуманы) На рис. 6.1 интерфейс масштабируемой среды показывает отделение интенсивной терапии в окружении других больничных отделений. Вы можете увеличить масштаб изображения, чтобы увидеть разные виды данных, относящихся к любой палате (можно видеть, что некоторые палаты не заняты). На рис. 6.2 показана крупным планом палата 132 и основные таблицы и диаграммы о состоянии пациента.
Рис. 6.2. Данные о состоянии пациента можно увидеть, если увеличить масштаб палаты, в которой пациент находится Процесс увеличения масштаба можно продолжить, чтобы увидеть содержание каждой отдельной таблицы. Когда текст становится достаточно крупным, чтобы его можно было прочитать, появляется возможность его редактировать. На рис. 6.3 показаны автоматически появляющиеся горизонтальная шкала времени и вертикальный набор надписей легенды, которые плавают над фоновым изображением, поэтому если вы перемещаетесь по таблице, шкалы остаются на месте относительно экрана. Кроме того, они автоматически исчезают, если вы уменьшаете масштаб настолько, что когда текст нельзя прочитать, или когда вы увеличите масштаб одной из записей таблицы.
Рис. 6.3. Данные в таблице о состоянии пациента теперь видны, и их можно изменять. Заголовки строк и столбцов являются плавающими, поэтому определить смысл значений можно в любом месте Например, вы можете приблизить одно из значений и получить другие полезные данные (например, нормальный диапазон данного измерения или даже объемный комментарий из медицинской книги). Обратите внимание, что хотя эти дополнительные данные и не занимают какого-либо видимого пространства, они, тем не менее, находятся там, где они могут понадобиться.
Рис. 6.4. Уменьшенный масштаб изображения на рис. 6.1. Становится видимым весь первый этаж Изменение масштаба может происходить и в обратном направлении. Если посмотреть выше над тем, что было изображено на рис. 6.1, мы сможем увидеть, что отделение интенсивной терапии находится на первом этаже, на котором расположены и другие отделения. Кроме того, видно, как эти отделения физически расположены друг относительно друга (рис. 6.4). Если уменьшить масштаб над первым этажом, то можно увидеть всю больницу с одноэтажным сектором приемных отделений и трехэтажным больничным корпусом (рис. 6.5).
Рис. 6.5. Больница О'Коннор Если взбираться на еще большую «высоту», то мы сможем увидеть весь комплекс больниц (рис. 6.6), расположенных приблизительно по их географическому местоположению. Перейти к данным о состоянии любого пациента в любой больнице можно всего за несколько секунд, а средства для осуществления этого перехода становятся понятными сразу после краткого объяснения. Вы сможете правильно пользоваться этим интерфейсом даже по тому описанию, которое было дано здесь.
Рис. 6.6. На этом уровне можно видеть весь больничный комплекс Из изображения больничного комплекса в интерфейсе ZoomWorld можно получить не только данные о состоянии пациента. Если вы вошли в систему с соответствующим уровнем доступа, вы сможете увеличить масштаб административного отдела, чтобы проверить бухгалтерские книги, инвентарные записи о лекарствах и поставках, личные дела сотрудников и любые другие стороны предприятия. Очевидно, что система ZoomWorld может служить в качестве поискового интерфейса для баз данных в предприятиях и объединениях, государственных организациях, школах, каталогах научных данных и т.д. Трехмерные объекты представлены здесь в виде двумерных проекций или других преобразований на дисплее, однако могут быть созданы и трехмерные интерфейсы ZoomWorld. Хотя перемещения в масштабируемой среде обычно осуществляются с помощью изменения масштаба в каком-то месте, необходима также возможность выполнения небольших изменений для подстройки читабельности.
В версии масштабируемой среды, внедренной разработчиком Имэньюэлом Нойком, была предусмотрена возможность задержки начала изменения масштаба. Если сделать движение ГУВ в течение этой короткой (несколько сотен миллисекунд) задержки, вместо изменения масштаба производилось перемещение изображения. Во время тестирования эта возможность хорошо себя показала, хотя, в общем, использование таких задержек может вызывать проблемы (см. раздел 6.4.5): вместо передвижения может произойти изменение масштаба и наоборот. Более быстрый и надежный способ — перемещение изображения путем нажатия обеих кнопок ГУВ. Однако следует отметить, что и тот и другой способы лучше, чем обычный метод перемещения с помощью полос прокрутки, который кроме уже указанных проблем может потребовать от пользователя определения порядка перемещения (сначала по горизонтали, потом по вертикали или наоборот) и затем только способа: либо с помощью кнопок со стрелками, либо с помощью бегунков на полосах прокрутки, либо с помощью клика по полосе прокрутки выше или ниже бегунка. По закону Хика все эти способы приводят к задержкам. Да и вообще процесс прокрутки сам по себе является медленным. Действия пользователя ограничиваются скоростью прокручивания, которая не может быть увеличена, поскольку пользователь не сможет разглядеть, что проскакивает в окне, тогда как изменения масштаба могут происходить быстро, т.к. в этом случае сами изображения не изменяются, и вы не теряете ориентации в своем местоположении. Обратите также внимание на то, что при увеличении масштаба область, в которой вы находитесь, становится активной в тот момент, когда вы уже можете с ней работать. Вам не требуется щелкать мышью или каким-то другим образом сигнализировать системе о том, что вы хотите использовать элемент, который увеличили. Как в масштабируемой среде, так и при использовании других методов, описанных в этой книге, понятия «открытия» или «закрытия» документов или приложений уже перестают быть необходимыми.
Рис. 6.7. Портал ZoomWorld во Всемирной сети Если уменьшить масштаб изображения, показанного на рис. 6.6, картина больничного комплекса уменьшится и будет, как остров, окружена пустым пространством. При этом могут стать видимыми и другие «острова», и если увеличить масштаб одного из них, мы увидим, что это портал Всемирной сети (рис. 6.7). Из этого портала мы можем перемещаться в любую область Всемирной сети (рис. 6.8).
Рис. 6.8. Увеличенный масштаб одной из областей Всемирной сети Как перемещаться по Всемирной сети с помощью масштабируемого интерфейса ZoomWorld, вполне понятно (рис. 6.9). Другой «остров» — это ваша локальная система вместе с хранящейся в ней информацией, а также всей другой информацией, которая может быть получена без обращения к сетевым ресурсам. При подключении других источников информации (например, DVD) они появляются рядом с «островом» вашей локальной системы.
Рис. 6.9. Увеличенный масштаб списка броузеров. Несомненно, интерфейс типа ZoomWorld сам по себе является превосходным броузером Очевидный вывод, который можно сделать из вышеприведенного описания, заключается в следующем: масштабируемый интерфейс может заменить броузер, метафору рабочего стола и традиционную операционную систему. При использовании такого интерфейса приложения как таковые исчезают. В сочетании с методами, описанными ранее в этой книге, масштабируемая среда ZoomWorld позволяет в целом упростить использование компьютерных систем. Масштабируемая среда, построенная с учетом принципов когнетики, может полностью соответствовать требованиям, налагаемым когнитивными возможностями человека, что упрощает процесс разработки, изучения и использования в сравнении с современными методами создания программного обеспечения. Принцип масштабируемого интерфейса позволяет также смягчить другую редко упоминаемую проблему разработки интерфейсов. В наших интерфейсах мы достигли какой-то стильной лаконичности в попытках подобрать одно идеальное слово для обозначения элемента меню и вынуждены использовать непонятные шифровки, чтобы поместить на экране как можно больше надписей.
Иногда все же для этой цели лучше использовать несколько слов или даже целое предложение. При общении, конечно, следует использовать как можно меньше слов, но в компьютерных интерфейсах это выходит за рамки возможного, вплоть до непостижимости. При использовании масштабируемого интерфейса экранное пространство становится более доступным, и с ним мы можем позволить большую ясность без экономии пикселов. Конечно, даже без учета принципа масштабируемого интерфейса мы всегда должны стремиться больше к ясности, чем к краткости в формулировках надписей. Существующие инструменты для разработки интерфейсов не позволяют создавать масштабируемые среды. Для этих целей программирование должно проводиться на таких языках, как Perl, С, C++ или Smalltalk. Модель, имитирующая такую среду, может быть создана с помощью Macromedia Flash. Если программисты и дизайнеры, участвующие в проекте, не знакомы с новыми принципами разработки, применяемыми при создании масштабируемой среды или функции LEAP, они имеют склонность в мелких деталях возвращаться к старым методам. Много раз в моей практике случалось так, что когда я возвращался к проекту кого-то из моих клиентов, чтобы посмотреть на его продвижение, обнаруживалось, что кто-то умудрился встроить в интерфейс переключатель или другой какой-нибудь модальный элемент или добавить диалоговые окна. Именно наши старые привычки в разработке являются одной из трудностей с точки зрения сохранения качества интерфейсов такого рода. Единственным способом удержать интерфейс на верном пути является тщательное изучение и внимание к основам его разработки с учетом когнитивности. Во многих случаях это означает необходимость того, чтобы вся рабочая группа, начиная от менеджеров и заканчивая дизайнерами и тестерами, прошла дополнительные курсы с целью изучения той части когнитивной технологии, которая соответствует специальности работника. Такие курсы должны включать изучение приемов разработки интерфейсов, которые не были рассмотрены в этой книге, но которые известны в среде специалистов по человеческому фактору. Что касается аппаратного оборудования, то для работы в масштабируемой среде мышь может иметь три кнопки: две кнопки, обозначенные сверху как Выделить и Активизировать, и третью кнопку, обозначенную сбоку как Масштабировать, с помощью поворота которой (по часовой стрелке или против нее, аналогично направлению резьбы в стандартном шурупе) можно было бы увеличить или уменьшить масштаб.